Москва

Увеличение утилизационного сбора и его последствия


Old Car

Минпромторг представил проект постановления об увеличении утилизационного сбора. Пока документ не принят — 9 августа он прошел стадию публичных обсуждений, после чего его рассмотрит правительство. Скорее всего, постановление будет утверждено и вступит в силу с 1 октября 2024 года.

Как рассчитывается утильсбор сейчас

Утилизационный сбор платят за все автомобили: как произведенные в России, так и импортированные. Он рассчитывается по формуле:

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Базовая ставка и коэффициенты зависят от характеристик транспортного средства и категории плательщика. Их размер устанавливается постановлением правительства № 1291.

Например, при ввозе легкового автомобиля для личного пользования младше трех лет с двигателем объемом до 3500 см³ применяется коэффициент 0,17, утильсбор составляет 3400 ₽. Если автомобиль старше трех лет, коэффициент составляет 0,26, и утильсбор равен 5200 ₽.

С 1 апреля утильсбор за растаможенные в ЕАЭС автомобили увеличился. От уплаты утильсбора освобождены беженцы, вынужденные переселенцы и участники госпрограммы по добровольному переселению соотечественников. Остальные уплачивают утильсбор с учетом повышающих коэффициентов. Например, платеж за легковой автомобиль с объемом двигателя от 1 до 2 л, ввезенный для продажи, составляет 300 600 ₽.

Планируемые изменения

Вот что планируется изменить для различных категорий автовладельцев.

  • Для людей, ввозящих машину с объемом двигателя до 3 л для личного пользования. Для этой категории постановление ничего не меняет, при условии, что автовладелец уплатил таможенные пошлины и налоги и не будет продавать автомобиль в течение года. В этом случае утильсбор пересчитают и потребуют его уплатить. Для машин с двигателем объемом более 3 л коэффициенты вырастут в два раза.
  • Для всех, кто покупает автомобили за границей для перепродажи в России. Независимо от того, человек это или организация, для этой категории утилизационный сбор будет проиндексирован поэтапно. Это коснется легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, дорожно-строительной техники. Ставка для них может увеличиться на 70—85% с 1 октября 2024 года. До 2030 года ее будут ежегодно поднимать на 10—20%.

Это означает, что для наиболее массового сегмента легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л, приобретенных для перепродажи, размер утильсбора после 1 октября вырастет с 306 000 до 556 200 ₽ и будет ежегодно увеличиваться. В 2030 году он составит уже 1 172 400 ₽.

За автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л старше трех лет сейчас платят 1 279 000 ₽, а с 1 октября сумма вырастет до 2 366 000 ₽.

За автомобили с объемом двигателя от 3 до 3,5 л размер сбора с 1 октября составит 2 735 000 ₽, а в 2025 году — 3 296 000 ₽.

За легковую машину с объемом двигателя более 3,5 л с 1 октября придется уплатить 2 284 000 ₽, а в 2025 году — 2 742 300 ₽.

Для электромобилей и гибридов ставки вырастут с 1 января 2025 года. За новые придется уплатить 667 400 ₽, за электромобиль старше 3 лет — 1 174 000 ₽. С 2030 года утильсбор за новый электромобиль составит 1 172 400 ₽, за машину старше 3 лет — 2 062 600 ₽.

Каков итог?

Если правительство примет постановление, покупка автомобилей, ввезенных из-за границы в Россию, станет сначала невыгодной, а к 2030 году — экономически нецелесообразной. Для некоторых моделей размер утилизационного сбора превысит стоимость самого автомобиля. Вслед за этим, вероятно, поднимутся цены и на остальные автомобили — как произведенные в России, так и ввезенные до 2024 года. Со временем, вслед за рынком, могут подорожать и подержанные машины. Однако, когда спрос снизится, цены должны будут скорректироваться.

Новые правила в первую очередь затронут бренды, не локализованные в России, в основном китайские. По данным ассоциации российских автомобильных дилеров, на начало 2024 года в России было представлено 57 китайских марок автомобилей. При этом производство полного цикла в стране ведет только Haval. В производстве на территории России также участвуют Chery, JAC и Changan.

Авторы постановления надеются, что зарубежные автопроизводители будут вынуждены перенести производство на территорию России. Если это произойдет, привлекут российских работников, а бюджет получит дополнительные доходы — сначала в виде собранного утилизационного сбора, а затем — в виде налогов.

Пока же ещё есть время до вступления в силу закона и повышения цен, вы можете приобрести у нас автомобили из наличия по старой цене.